суббота, 26 апреля 2008 г.

Ирэна Карпа

Родившаяся в более чем провинциальном городке Яремче, девочка Ира Карпа жила спокойной жизнью человека из периферийных регионов. Здесь она формировалась, впитывая в себя все соки провинциальной ментальности.



К сожалению, ментальность этf неизбежна, она становится крестом, который несешь через всю свою жизнь, этаким комплексом маленького человека из маленького ПГТ, без шансов и культурных привилегий. В таких условиях не сложно озлобиться и не начать придумывать себе миф, поднимающий чувство собственной значительности.[cut]


Сначала девочка Ира стала Ирэной. Затем местом рождения зафиксировала не камерный Яремче, а славный город Ивано-Франковск. Королевских титулов и синих кровей Ирэна приписывать себе не стала, но тут произошел щелчок, который зачал большую операцию по борьбе с собственными комплексами, этакое большое строительство иллюзии, пропагандирующейся ныне через тексты Карпы. Главной задачей писательницы Ирэны стала попытка доказать всему миру, что она не какая-то там провинциальная дурочка, которую не любят мальчики, а совсем даже наоборот – «крутая сучка, щелкающая вагиной робких молодых щенков».



Делая литературу[/cut]
Формула литературы-рефлексии проста: ты записываешь то, что происходит в твоей жизни, украшаешь, панируешь это минимальными художественными сухарями, уделяешь особое внимание сексу, наркотикам, и коньюктурными темами «альтернативная культура» и «я против Системы», трясешь в камеру сиськами и много играешь в роли «фатальная женщина» и вообще «мега-bitch». Всё. Остальное делает украинский обыватель, зачастую неэрудированный, падкий на самые прямые раздражители, которых в своей жизни видит он не часто (а читатель у Карпы молодой – поздние школьники и ранние студенты). И хорошо когда всё гармонично и естественно. Другое дело, когда в результате подобных практик получается самоцитируемый плевок, текстуальная лечебница для самого автора.


Характерный момент: Литература для Карпы – не только терапия, но и оружие в борьбе с жестоким окружающим миром. Многие герои-любовники в книгах Ирэны – её неудавшиеся отношения, реальные люди, злоба на которых вымещается на страницах (главный ход – вынос интимных подробностей из избы). Чего не сделаешь ради искусства? Впрочем, критика этого здесь не уместна. Уместна лишь констатация факта. Как к этому относиться – личное дело каждого.



Звездный час
Ирэна Карпа считается успешным коммерческим проектом на украинском книжном рынке. Можно, конечно, удалиться в обсуждение легитимности такого выражения как «коммерческая успешность на украинском книжном рынке», 93% которого принадлежит капиталам северного соседа, а крутой тираж – это три тысячи экземпляров на 48 миллионов населения. Можно. Но интересен другой момент – когда Карпа стала т.н. успешным коммерческим проектом?

Первая книга Карпы «50 хвилин трави» вышла за свои деньги в издательстве «Лілея-НВ» ещё в начале Y2K, но об этом вряд ли кто-то помнит, потому что то издание, тиражом в несколько сот экземпляров, есть разве что у друзей и в архиве издательства. Успех пришел позже.



Началось всё со знаменитого миллиона долларов, который подарила музыкальной группе «Фактично Самі» некая кипрская компания, упоминания о которой невозможно найти даже в Интернете. На деле всё проще – у кормушки невидимой кипрской компании стоял в то время русский поп-певец Дима Корс, бывший бой-френд Карпы. Здесь вспоминаются слова одного музыкального журналиста: «Нужно знать с кем спать»

Миллион был брошен на то, чтобы девочка и её музыка немного помелькали в ящике. На пике этого сверкания и пришло «Фолио» - ориентированные на жуткую коммерцию капиталисты, умеющие воспользоваться случаем.


Здесь вспоминаются слова писателя Владимира Ешкилева: «Все брэнды, которые создаются в украинской литературе - создаются не в литературной среде, а в каких-то параллельных реальностях. Брэнд – это писатель-политик, писатель-революционер, писатель-эстрадная певица…»

Таким образом, был словлен момент, благодаря которому произошло вторжение Карпы в контекст не по методу вхождения хорошего текста в культуру, а по модели потребительской – появился обычный стиральный порошок, который умело впарили потребителю со словами «Кушайте! Кому сказано!». Это не плохо. Это классика продажи жевательной резинки «с витаминами, для похудения и омолаживания». Важно, опять же, дифференцировать рыночную модель и, собственно, текст.



Читатель
Читателя Карпы следует разделить на две группы – молодые мальчики и молодые девочки.С молодыми мальчиками старшего школьного возраста всё просто и понятно: показываешь сиську – течет сперма, говоришь «пизда» - течет сперма, выступаешь против попсы – течет сперма. У молодых мальчиков всегда и на все течет сперма. Карпа, сиськи которой безусловно красивые, показывать их умеет и любит. Молодым мальчикам это очень нравится.


В случае с молодыми девочками все аналогично просто, но с некоторыми добавками на психологическом уровне. Школьницы – особенно будущие домохозяйки – лелеют образ независимой, сексуально агрессивной путешественницы, вертящей самцами как тарелочками на пальцах. «Какая крутая девчонка!» - думают не менее крутые школьницы, ведущие тайный бунт разума против «ужасного мужского мира пива, чипсов, щетины и грязных носок».
Истинно прекрасный момент – подаренная читателю мечта.


Итог
Нет ничего плохого в успехе того или иного писателя. Нет ничего ужасного в рыночном подходе к искусству. Нет ничего зазорного в том, что писатель способен повергнуть своего читателя в мечту, может заставить верить в мыльные пузыри. Плохо, когда старый пирожок называют свежеиспеченным, постоянно меняют ему упаковку, но на деле всучивают этакое засохшее б\у под соусом «актуально и модно».
К сожалению, ситуация аналогична состоянию постсоветского кинематографа. Угнетаемый запретами и получивший свободу, он начал плеваться всем, что было нельзя, плеваться прямо и тупо, слишком понятно и слишком просто. Родился целый пласт «чернухи», которую очень хорошо смотрели и покупали. Но что быстро горит, быстро сгорает. И если вчера зритель трепетал перед откровенно пошлым российским кино, то сегодня оно осталось на маргиналах культуры. Поверхностность способна заражать, но не на долго. Пёстрая оболочка без революционного смысла – мыльный пузырь, каждой секундой своей жизни приближающийся к лопанью.

Анатолий УЛЬЯНОВ
Полный текст

Комментариев нет: