пятница, 19 сентября 2008 г.

Реконструкция машин Леонардо да Винчи превратилась в направление науки

Леонардо и его кодексы все так же в моде, и не только благодаря нашумевшему роману Дэна Брауна. Среди 10 кодексов, на которые сегодня разделены манускрипты Леонардо, "Атлантический кодекс" – самый объемный, и в нем содержится большая часть его заметок научного и технического характера.


На 1119 листах, из которых состоит "Атлантический кодекс", содержатся записи по математике и астрономии, ботанике и архитектуре, физике и военному искусству. Но, прежде всего, в эту часть наследия Леонардо включены описания машин. Поразительные догадки из области механики и инженерии, описанные пять веков назад, продолжают восхищать и удивлять.[cut]


Когда в конце XIX века были впервые опубликованы записки Леонардо, одним из элементов, больше всего поразившим воображение людей, стали подробные чертежи механизмов и машин, которые появились лишь сотни лет спустя. Велосипеды, подводные лодки, воздушный винт, танки, ткацкие станки, шарикоподшипники и, естественно, летающие машины: нет ни одного изобретения, которое бы тем или иным образом не сопрягалось с научной и технической интуицией Леонардо.

"Самодвижущийся танк" на трех колесах.

На самом деле большая часть этих планов и чертежей не воплощалась в реальные машины и механизмы на протяжении жизни Леонардо. Более того, по легенде последними словами да Винчи стали: "Скажите мне, что что-то сделано!" Многие из чертежей великого мастера оказывались нереализуемыми в то время из-за отсутствия необходимых технологий. Однако в последние десятилетия реконструкция леонардовских машин и проверка их эффективной функциональности превратилась почти в направление истории науки. Например, в Научном музее Милана находится более 30 моделей,

Кликните на соответствующую картинку, чтобы увидеть как работают эти модели.

Представленный в этом году в Музее истории науки Флоренции "автомобиль Леонардо" собран Карло Пердетти, одним из самых известных экспертов планов и проектов Леонардо, специалистом в области робототехники. Деревянная тележка способна двигаться лишь благодаря пружинному мотору и оснащена рулевым механизмом. Но Леонардо разработал эту машину не для транспортировки людей, а как механизм для сцены во время представлений при дворе. Таким образом, она была предшественником аппаратуры для спецэффектов.


Более века ученые - современники Леонардо - пытались постичь загадку страницы 812R Codex Atlanticus. Флорентийские специалисты указывают, что все, кто пытался собрать этот "автомобиль", неправильно оценивали роль рессор. Прорыв совершил Карло Педретти, которого осенило, что механизм, приводящий тележку в движение, использует совсем другие пружины - внутри барабанов под "автомобилем".


Те пружины, которым инженеры уделяли внимание в предыдущих попытках осуществить проект Леонардо - не что иное, как рудиментарная система управления.


Доктор Педретти многие годы работал вместе американским специалистом по робототехнике, пытаясь создать динамические компьютерные модели автомашины великого флорентийца.


Источник
[/cut]

Комментариев нет: