
Печаль моя светла
В своей книге "Остров Ифалук" Марстон Бейтс и Дональд Эббот написали, что этот микронезийский островок отличается от рая лишь избытком комаров и отсутствием консервированной ветчины. Однако свои исследования они проводили в 1956 г., а с тех пор американские опекуны острова завалили его консервами и москитными сетками - в обмен на лояльность и военное присутствие. И теперь на совершенно райский остров устремились психологи, прослышавшие о довольно необычных эмоциях ифалукцев.
Так, Кэтрин Лутц обнаружила, что самой важной эмоцией ифалукцев является некая "фаго", которую можно описать как одновременно сострадание, любовь и печаль. Причем противоположная эмоция, называемая знакомым нам словом "кхер" и являющаяся сочетанием счастья и возбуждения, считается у ифалукцев опасной и антиобщественной. "Кхер" - нехорошая эмоция. Более того, ни "фаго", ни "кхер" нельзя проявлять интенсивно, бурное проявление любых чувств плохо влияет на окружающих и не одобряется.

Неугомонная Кэтрин выяснила также, что плач ифалукского мужчины является далеко не только выражением скорби по слопанному акулой соплеменнику. Чем больше слез удается выжать из себя ифалукцу, тем выше страдалец в социальной иерархии. Словом, больше плачешь - лучше ешь.
В этом рассуждении, оказывается, госпожа Лутц посягнула на одну из старых догм поведенческих штудий. Видите ли, эмоциональное переживание не предшествует культуре, а наоборот, является ее проявлением и в высшей степени от нее зависит. Когда-то австралопитеки сначала занимались любовью, а уж потом, лет так через сто тысяч, начали рисовать бизонов на стене пещеры. Сейчас не так. [cut]
Доверьтесь собственным ощущениям
Прокомментировать необычные результаты исследований на Ифалуке мы попросили известного психолога - кандидата психологических наук Константина Глебова.
- Исследования на Ифалуке имеют несомненную ценность с двух точек зрения. Во-первых, сами по себе интересны образ мира "дикарей", их тотемы и табу, их чувства и поведение. Во-вторых, в клинической психологии очень важно наблюдение алекситимии - неспособности пациента выразить словами (просто назвать) эмоции, переживаемые им или другими людьми. Алекситимия рассматривается как предпосылка психосоматических заболеваний. Классический случай алекситимии: детдомовские дети гораздо чаще не могут описать свои ощущения, чем домашние дети, хотя сами телесные ощущения у них гораздо "богаче" - например, они чаще болеют.

Человек по природе своей - бобр
Питерцы рассказывают такой анекдот, выдавая его за подлинную историю: некий студент ЛГУ сдавал философию, ему достался билет про философию Ж.-Ж. Руссо, у него была шпаргалка, но он успел только прочесть "человек по природе своей бобр" (вместо "добр"), потому что у него верхушка рукописной "д" загнулась вправо. Ну что же, студент так и стал рассказывать - как и люди, бобры перегораживают реки плотинами, строят хатки, носят шубу. По анекдоту студенту поставили "хор." за находчивость.
Тезис же Руссо и сейчас остается лишь гипотезой, хотя именно ифалукцы исповедуют его как абсолютную данность и считают доброту присущим каждому человеку качеством.

Но не на таких напали! Ифалукцы придумали вариант (г), а именно констатировали, что в юношей на время вселяется злой дух, который и ведет себя неподобающим образом. В существовании же злых духов сомневаться не приходится, с ними общался каждый ифалукец мужского пола, принявший "на грудь" забродившего кокосового молока.
Европейские психологи посчитали способ устранения диссонанса вполне удовлетворительным. Тем более что процедура экзорцизма - изгнания бесов - им была хорошо знакома.
Вспомнили и стадо несчастных свиней, в которых Христос вселил бесов, удаленных им из бесноватого. Хорошо написал об этом Аллан Мерфи - строка из его пьесы "Все не правы" была использована Эдгаром По как эпиграф к знаменитому рассказу "Золотой жук": "Глядите, хо!/ Он пляшет как безумный!/ Тарантул укусил его..." (перевод А. Старцева). Под тарантулом подразумевается как раз нечистая сила.
Источник
[/cut]
Комментариев нет:
Отправить комментарий