суббота, 15 ноября 2008 г.

Ифалукцкий нифераш

Ровно триста лет назад английский корабль под командованием капитана Джорджа Уилсона подошел к рифу, окружавшему один из островов Каролинского архипелага. Так для европейцев был открыт остров, который населяющие его микронезийцы называют Ифалик, а европейцы - Ифалук. Это не единственное и не главное отличие между коричневыми микронезийцами и бледными европейцами, гораздо интереснее, что микронезийцы иначе "чувствуют" и имеют совсем иное представление о добре и зле.

Печаль моя светла

В своей книге "Остров Ифалук" Марстон Бейтс и Дональд Эббот написали, что этот микронезийский островок отличается от рая лишь избытком комаров и отсутствием консервированной ветчины. Однако свои исследования они проводили в 1956 г., а с тех пор американские опекуны острова завалили его консервами и москитными сетками - в обмен на лояльность и военное присутствие. И теперь на совершенно райский остров устремились психологи, прослышавшие о довольно необычных эмоциях ифалукцев.

Так, Кэтрин Лутц обнаружила, что самой важной эмоцией ифалукцев является некая "фаго", которую можно описать как одновременно сострадание, любовь и печаль. Причем противоположная эмоция, называемая знакомым нам словом "кхер" и являющаяся сочетанием счастья и возбуждения, считается у ифалукцев опасной и антиобщественной. "Кхер" - нехорошая эмоция. Более того, ни "фаго", ни "кхер" нельзя проявлять интенсивно, бурное проявление любых чувств плохо влияет на окружающих и не одобряется.

Когда на душе тревожно, абориген берет в руки дубинку, а глаза такие добрые...Идем дальше. Оказалось, что у ифалукцев даже нет слова, обозначающего эмоции или хотя бы просто чувства. Та же Лутц полагает, что ближе всего к нашему пониманию эмоций относится ифалукское слово "нифераш", дословно означающее "то, что у нас внутри" или даже просто "внутренности". В этом случае Лутц набрела на аналогию с сердцем, в которое европейцы помещают эмоции, прежде всего любовь (как тут не вспомнить анекдот о студентке, которая на вопрос об органе любви начинает рассказывать о фаллосе, а пожилой профессор грустит, что он-то имел в виду сердце).

Неугомонная Кэтрин выяснила также, что плач ифалукского мужчины является далеко не только выражением скорби по слопанному акулой соплеменнику. Чем больше слез удается выжать из себя ифалукцу, тем выше страдалец в социальной иерархии. Словом, больше плачешь - лучше ешь.

В этом рассуждении, оказывается, госпожа Лутц посягнула на одну из старых догм поведенческих штудий. Видите ли, эмоциональное переживание не предшествует культуре, а наоборот, является ее проявлением и в высшей степени от нее зависит. Когда-то австралопитеки сначала занимались любовью, а уж потом, лет так через сто тысяч, начали рисовать бизонов на стене пещеры. Сейчас не так. [cut]

Доверьтесь собственным ощущениям

Прокомментировать необычные результаты исследований на Ифалуке мы попросили известного психолога - кандидата психологических наук Константина Глебова.

- Исследования на Ифалуке имеют несомненную ценность с двух точек зрения. Во-первых, сами по себе интересны образ мира "дикарей", их тотемы и табу, их чувства и поведение. Во-вторых, в клинической психологии очень важно наблюдение алекситимии - неспособности пациента выразить словами (просто назвать) эмоции, переживаемые им или другими людьми. Алекситимия рассматривается как предпосылка психосоматических заболеваний. Классический случай алекситимии: детдомовские дети гораздо чаще не могут описать свои ощущения, чем домашние дети, хотя сами телесные ощущения у них гораздо "богаче" - например, они чаще болеют.

Когда жительницам Ифалука хорошо, они танцуют Лебединое озероИ самое важное в этих исследованиях - подтверждение той теории, что сами по себе эмоциональные проявления являются врожденными лишь отчасти и очень сильно зависят от культуры в широком смысле этого слова, т.е. от общепринятых представлений. Например, установлено, что 1 Мая - это праздник и надо радоваться. Хотя на "необученного" человека обилие возбуждающего красного цвета, толпы людей и грохот динамиков могли бы произвести обратное впечатление. Очень многое зависит от мнения окружающих, даже вкус пищи. (Автор этой страницы может привести свой пример: мальчиком, лет в 7, он попробовал горькие и противные на вкус маслины, но сидевший за соседним столиком в геленджикской столовке гражданин заявил, что мужчина должен любить маслины. С тех пор автор их искренне обожает.)

Человек по природе своей - бобр

Питерцы рассказывают такой анекдот, выдавая его за подлинную историю: некий студент ЛГУ сдавал философию, ему достался билет про философию Ж.-Ж. Руссо, у него была шпаргалка, но он успел только прочесть "человек по природе своей бобр" (вместо "добр"), потому что у него верхушка рукописной "д" загнулась вправо. Ну что же, студент так и стал рассказывать - как и люди, бобры перегораживают реки плотинами, строят хатки, носят шубу. По анекдоту студенту поставили "хор." за находчивость.

Тезис же Руссо и сейчас остается лишь гипотезой, хотя именно ифалукцы исповедуют его как абсолютную данность и считают доброту присущим каждому человеку качеством.

Новобрачные вяжут узелки на счастье в самых необычных местахОднако все подростки Ифалука, как и все нормальные дети Исландии, Курской губернии и предместий Чикаго, проходят стадию агрессивности, стремления к разрушению и враждебности к родителям и вообще "взрослому" миру. Как же так? Изучавшие этот диссонанс психологи предположили, что ифалукцам придется либо (а) отказаться от веры в исходную доброту, либо (б) считать, что доброта свойственна только взрослым, либо (в) считать подростковую агрессию одной из форм доброты.

Но не на таких напали! Ифалукцы придумали вариант (г), а именно констатировали, что в юношей на время вселяется злой дух, который и ведет себя неподобающим образом. В существовании же злых духов сомневаться не приходится, с ними общался каждый ифалукец мужского пола, принявший "на грудь" забродившего кокосового молока.

Европейские психологи посчитали способ устранения диссонанса вполне удовлетворительным. Тем более что процедура экзорцизма - изгнания бесов - им была хорошо знакома.

Вспомнили и стадо несчастных свиней, в которых Христос вселил бесов, удаленных им из бесноватого. Хорошо написал об этом Аллан Мерфи - строка из его пьесы "Все не правы" была использована Эдгаром По как эпиграф к знаменитому рассказу "Золотой жук": "Глядите, хо!/ Он пляшет как безумный!/ Тарантул укусил его..." (перевод А. Старцева). Под тарантулом подразумевается как раз нечистая сила.

Источник

[/cut]

Комментариев нет: