Любая линейно развивающаяся система стареет, т.е. накапливает шумы и ошибки. Кроме того, на неё влияет внешняя среда, разные элементы которой оказывают на неё возмущающее воздействие. В результате линейное (инерционное) развитие системы становится невозможным. Этот момент называется "точкой бифуркации". После наступления бифуркации система имеет только две возможности: или умереть, или перейти на более высокий уровень развития (усложниться).
В истории человечества такие моменты называют сменой эпох. В результате подобной смены возникает новое социально-культурно-экономическое образование (цивилизация).
Основным системозадающим фактором человечества в условиях ограниченности ресурсов является его численность. Именно увеличение численности населения вынуждает человечество переходить от одной формы освоения ресурсов к другой, от экстенсивных способов воспроизводства этих ресурсов – к интенсивным.
[cut]
Смена аграрной эпохи на индустриальную и далее – на информационную обусловлена не столько научно-технологическим прогрессом, сколько ростом численности человеческой популяции. Да и сам научно-технологический прогресс – это не более чем вынужденная реакция на гиперболический рост народонаселения.
Нетрудно догадаться, что стремительно повышающаяся плотность населения принуждает это население к иному типу коммуникаций, к иному уровню взаимного доверия, а это предполагает изменение системы ценностей, протоколов обмена и законодательства, т.е. того, что является сутью образования.
Нынешний кризис – это, в первую очередь, кризис образования. Современная система образования не образовывает личностей, адекватных стоящим перед ними вызовам, обусловленным бифуркационным переходом из национально-государственного мироустройства в глобальное. Тотальная неадекватность порождает, в свою очередь, столь же тотальное недоверие к институтам управления и традиционным авторитетам.
Исходя из этого, нетрудно вычислить, что развивающийся уже несколько лет глобальный кризис продлится не менее срока, достаточного для смены поколения (то есть не менее 20 лет), в течение которого это поколение получит соответствующее образование на базе своих ошибок и страданий и избавится от тех, кому такая наука не по силам. И это оптимистический прогноз, т.к. все существующие в современной цивилизации системы образования ригидны и фиксируют прошлый опыт, а также устаревшее мировоззрение.
Хуже всего в этой ситуации, что потребности в добровольном изменении своей собственной картины мира не ощущает никто (это хорошо видно по американцам, вдруг возжелавшим "перемен"), а это значит, что образование будит происходить в условиях мировой войны и единственное, что может предотвратить эту войну ─ это глобальная экологическая катастрофа.
Я вовсе не кликушествую и не пророчу конца света. Люди как вид никуда не денутся с этой "подлодки" ещё достаточно долго. Планета вполне может прокормить 12 миллиардов человек, а это значит, что эти 12 миллиардов на ней будут жить, хотят они этого или нет. Вопрос только в том, кто доживёт до этого "золотого времени"? Очевидно ─ те, кто способен преобразоваться!
Продолжение следует
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий