вторник, 25 ноября 2008 г.

Музы Пабло Пикассо

Нужно сказать, что бог сполна одарил одного из самых гениальных художников нашей современности Пабло Пикассо, известного всему миру не только своими живописными работами, графикой и скульптурой из керамики, но и множеством романтических отношений с представительницами прекрасного пола. Одни из них были чересчур быстротечными, а другие же — достаточно продолжительными. Но все в той или иной степени оказали влияние на его творчество.

Фернанда 1904-1912

1906 portrait of FernandeFernande

[cut]С этой необычайно красивой девушкой, внешность которой можно по праву было бы отнести к идеалу красоты начала века, Пикассо познакомился во Франции, а точнее в Париже, куда гений перебрался, втайне мечтая снискать себе всемирную известность. На тот момент у обоих за душой не было ни гроша, но, казалось, что сей факт их особенно не заботил -- ведь они были еще так молоды.

Хотя, правду сказать, некоторый жизненный опыт за плечами каждого из них все же был. Пикассо уже снискал славу в Испании, а Фернанда, которую родители слишком рано выдали замуж за старца, к этому моменту вдоволь «насытилась» супружеской жизнью с человеком, который в довершение всего к концу своего жизненного пути стал еще и слабоумным.

Фернанда настолько пленила Пикассо своей красотой, что тот незаметно для себя перешел в своем творчестве от мрачных синих тонов к розовым и бледно-синим. Целых девять лет художник будет страстно любить свою музу и желать при этом только одного – чтобы она целыми днями, ничего не делая, лежала на диване и создавала чувственную обстановку в его мастерской, которую охотно посещали знаменитые французские писатели, поэты и художники. Что, впрочем, ей отлично удавалось.

И, как знать, сколько бы просуществовали их трогательные любовные отношения, если бы не чрезмерная ревность молодой женщины, которая, в общем-то, и привела к тому, что Пикассо сбежал от нее с любовницей польского художника Маркусси -- красавицей Марсель.

Ева (Марсель)
1912-1915

Seated Woman in an Armchair (1913)
Eva

Причем, Марсель не стала для гения любовницей-однодневкой, он влюбляется в нее по-настоящему. С приходом в его жизнь этой хрупкой и изящной, как статуэтка, женщины, которую он ласково называет Куколкой, на холстах Пикассо появляются самые радостные и жизнеутверждающие картины. Ради нее гениальный художник готов совершать любые сумасбродства. Однако их счастье было совсем недолгим: Марсель, любовно переименованная Пикассо в Еву (первую женщину в мире), умерла от туберкулеза.

Ольга 1917-1927

Portrait of Olga in an Armchair, 1917Pastel of Olga 1922-23

Портрет Ольги Хохловой Смерть Марсель настолько повлияла на Пикассо, что он на некоторое время отстранился от творчества, пребывая в состоянии некоторого оцепенения. Спасло ситуацию приглашение Пикассо в Россию его другом драматургом Жаном Кокто, где тот собирался поставить балет. И именно в России, после почти годовалого оплакивания своей подруги, Пикассо вновь влюбляется. На этот раз его избранницей стала дочь царского генерала Ольга Хохлова. Страсть к Ольге была настолько всепоглощающей, что Пикассо делает ей официальное предложение руки и сердца.

Он счастлив. Единственное, что омрачает его счастье, -- это то, что, став женой художника, Ольга только и мечтает о светской жизни в Париже и высшем свете, куда ей непременно хочется попасть. Идя на поводу у дамы своего сердца, Пикассо перебирается в Париж и с легкой руки жены становится светским художником, приобретает замок и посещает светские приемы с участием известных фамилий.

Казалось бы, Ольга должна радоваться, ведь она получила все что хотела. Ан, нет. С рождением сына Паоло женщина быстро теряет свои чудные формы, а вместе с тем и уравновешенный характер, постепенно превращаясь в вечно всем недовольную обрюзгшую толстушку.

Но даже с этим Пикассо, кажется, был готов мириться, если бы не почти маниакальная ревность Ольги к его бывшим пассиям, превратившая жизнь художника в настоящий кошмар, который он, как человек творческий, не смог долго выносить. Последовал развод, после которого, нужно сказать, Ольга все равно умудрялась досаждать Пикассо. Свободно вздохнуть он смог лишь через несколько лет, после того, как Ольга скончалась.

Мария-Тереза 1927-1936

Marie-Therese oil painting portraits 1937Marie-Therese

В январе 1927 года неподалеку от парижского магазина "Галерея Лафайет" он встретил 17-летнюю девушку, за которой долго шел, а потом остановил и сказал: "Мадемуазель, я Пикассо. Вместе мы сумеем многое сделать". Ее звали Мария-Тереза Уолтер. Но она была несовершеннолетней, и Пабло приходилось скрывать от всех свою связь с ней.

Он приобрел для Марии-Терезы замок Буагелу, устроил там мастерскую, и она стала его единственной моделью. Одна из скульптур, сделанных с нее, - "Женщина с вазой" - сегодня стоит на могиле мастера, похороненного в местечке Вовенарг.

В начале 1935 года Мария сообщила, что ждет ребенка. Пабло и рад бы жениться, но для этого он должен был окончательно порвать с Ольгой и лишиться части имущества, да и не желает художник, чтобы его двойная жизнь вскрылась.

Дора 1936-1944

Painting of Dora Maar, 1938Dora Maar

В 1935 году в парижском кафе «Две макаки» поэт Поль Элюар представил 53-летнему Пабло Пикассо магически притягательную незнакомку — 28-летнюю Дору Маар. Настоящее имя Доры — Теодора Генриетта Маркович (1907—1997). Она была дочерью хорватского архитектора и француженки, выросла в Буэнос-Айресе, где проектировал здания ее отец, и бегло говорила по-испански. В 1926 году Дора вернулась во Францию и стала посещать студию художника Андре Лота, где познакомилась с крупными мастерами фотографии — Анри Картье-Брессоном, Брассаем и Мэном Рэем. Вскоре она сблизилась с французскими сюрреалистами и, выбрав себе псевдоним Дора Маар, стала «музой» этого авангардистского движения.

Когда произошла знаменательная встреча в кафе «Две макаки» Пикассо переживал творческий кризис и уже полгода не работал. Дора Маар помогла художнику выйти из тупика, выведя его на новые пути в творчестве, подтолкнув к авангардистскому движению и политическим темам. Пикассо сближается с сюрреалистами. Взаимное чувство переплелось с творческим диалогом: Дора учила живописца технике фотографии, а сама — под влиянием Пикассо — начала заниматься живописью.

Дора никогда не позировала Пикассо, и все же он написал множество ее портретов — графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями, в образе химеры. Самый известный из них — «Рыдающая женщина».

Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви.

Франсуаза 1943-1953

Francoise GilotFrancoise Gilot

А потом в жизни Пикассо (уже 60-летнего) появляется 20-летняя Франсуаза, которая очаровывает мужчину своим поистине французским изяществом. В 1946 году Пикассо делает ей предложение. Любовь к юной женщине стала для самого знаменитого в мире художника-кубиста не только своеобразным эликсиром молодости, но и возможностью создания очередных уникальных работ. В скором времени Франсуаза дарит Пикассо двух очаровательных детей и… уходит от него, не удовольствовавшись одной только ролью любимой женщины.

Женевьев 1951-1953

1951 St Tropez drawing of Laporte2005 photos of Laporte

Женевьев Лапорт, которой сейчас 79 лет, тайно встречалась с Пикассо в течение двух лет. Они познакомились когда она была студенткой и брала у него интервью для школьной газеты.

Пикассо сделал много набросков и рисунков Женевьев Лапорт, когда они отдыхали в Сан-Тропе в 1951 году, на пике их романа, когда ей было 24 года. На многих рисунках написано "для Женевьев".

Через два года Пикассо предложил Лапорт переехать к нему, после того, как его девушка Франсуаз Жило ушла от него. Однако Женевьев отказалась.

Жаклин 1953-1973

Oil painting of Jacqueline, 1956Jacqueline Roque

Идеальный союз, к которому он так стремился, Пикассо обрел лишь на самом склоне лет с черноволосой испанкой на сорок лет моложе самого гения. Эта во всех отношения умная женщина умудрялась не только вести домашнее хозяйство и кашеварить на кухне, но еще и стать совершенно не заменимой для своего мужа. Помимо того, что она создавала спокойную атмосферу для художника, она стала его подлинной Музой и связующим звеном с огромной армией почитателей знаменитого гения. Жаклин обожала своего мужа, она боготворила его. И нужно сказать, что Пикассо отвечал ей тем же. И именно Жаклин предстояло в скором времени стать безутешной вдовой Пикассо…
Источник[/cut]

Комментариев нет: